Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС

Методическая копилка по информатике: уроки, конспекты, занимательные задачи
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 6»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Руководитель МС Директор

________ ___________ _____________

подпись ФИО .

подпись ФИО

Протокол №____ Протокол № ___ Приказом №_____

от «___»________20 г от «___»________20 г. от «___»________20 г.

Рабочая программа

по информатике

для _____6____класса

(уровень: базовый)

Учитель:

г. Биробиджан

2019 — 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.12 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной дятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ;

  • приказа Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях обучающихся с ограниченными возможностями»;

— Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает  в 6 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 35 часов в год по учебнику Л. Л. Босовой «Информатика», уровень – базовый.

Изучение информатики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, системах и моделях;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ.

В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:

  • научить использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «объект», «система», «модель», «алгоритм», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму при решении проблем творческого и поискового характера;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов, работа с учебным исполнителем в соответствующей среде ПО); формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя пропедевтический курс в 5-6 классах и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что учащиеся 6-х классов изучали информатику в 5-х классах по УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и имеют достаточную теоретическую и практическую подготовку для освоения курса информатики в 6-м классе.

Программа обучения информатике в 6 классе предусматривает такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, с учетом требований стандарта нового поколения. Основной формой обучения является урок, в ходе которого учитель создает условия для самостоятельной формулировки темы урока обучающимися, постановки целей и задач, осуществления исследовательской деятельности, выполнения компьютерного практикума с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующего возраста.

При организации учебного процесса необходимо учитывать такую особенность шестиклассников, как резкое возрастание познавательной активности и любознательности, возникновение познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Этот возраст можно обозначить как период «зенита любознательности». Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Своеобразной чертой интересов этого возраста является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Поэтому обязательно использование на уроках активных форм обучения, которые строятся:

 в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы;

 на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения;

 интерактивности, разнообразных коммуникациях;

 на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы;

 деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии. Большинство шестиклассников проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Поэтому важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение. А значит обязательно нужно использовать на уроках выступления учащихся, ответы перед аудиторией с обязательной демонстрацией успешности. Очень благоприятным в этом возрасте будет применение таких форм обучения:

 фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели;

 работа в статичных парах;

 групповая работа (на принципах дифференциации);

 межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели);

 фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех учащихся.

Информатика является метапредметной дисциплиной и становится все более востребованной, как вспомогательный инструмент при изучении математики, русского языка, технологии, предметов естественнонаучного направления. УМК авторского коллектива Л. Босовой, А. Босовой, наиболее полно обеспечен методическими и дидактическими материалами и предусматривает изучение информатики в 6 классе в объеме учебного плана образовательной организации. В ней представлена система метапредметных понятий, относящихся к формированию общеучебных действий, с учетом ступени обучения, а также наиболее актуальные знания по учебному предмету. В содержании учебников представлены ключевые понятия современных теорий и идей, фактов, относящиеся к области информатики, математики, русского языка, технологии, с учетом ступени обучения. Они содержатся в федеральном перечне рекомендованных к образовательному процессу учебных пособий на текущий учебный год.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.

Место предмета в учебном плане образовательной организации

Согласно учебному плану общеобразовательной организации на изучение предмета «Информатика» в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часа и реализуется за счет части, формируемой участниками образовательного процесса.

Пропедевтический курс Л.Л. Босовой выбран потому, что позволяет сформировать у школьников представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества и перейти в старших классах на работу по стандартным учебникам информатики.

Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 18;

  • контрольная работа – 3;

  • творческая работа – 1;

  • промежуточная аттестация — 1.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в 6 классе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в 6 классе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «информация», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; создание письменных сообщений; создание графических объектов; восприятие и использование медиаинформации; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 6 классе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, система, объект, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, диаграммы, графики с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Тема: Объекты и системы

Учащийся научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «система», «информационный объект»;

  • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или

самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Тема: Информационное моделирование

Учащийся научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково- символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Тема: Алгоритмика

Учащийся научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Тема: Создание мультимедийных объектов

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора; сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствам

Содержание учебного предмета

Объекты и системы 7 ч

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Контрольная работа №1- 1 ч

Информация и знания 2 ч

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Информационное моделирование 8ч

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Контрольная работа №2 – 1 ч

Алгоритмика 10ч

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебный исполнитель (Чертежник) как пример формальных исполнителей. Назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок- схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителем Чертежник.

Контрольная работа №3 – 1ч

Создание мультимедийных объектов 3ч

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Промежуточная аттестация -1ч

Резерв – 1 ч.

Тематическое планирование

Название раздела

количество часов

В том числе

Количество практических часов

Количество контрольных работ

1

Объекты и системы

8

5

1

2

Человек и информация

2

2

3

Информационное моделирование

9

8

1

4

Алгоритмизация

11

1

5

Создание мультимедийных объектов

3

3

6

Промежуточная аттестация

1

1

Резерв

1

Итого:

35

18

4

Календарно-поурочное планирование 6 класс

Номер урока

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата

Раздел 1. Объекты и системы – 8 ч.

Личностные:

умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования»; формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире.

Метапредметные УУД — умение выбирать источники информации, необходимые для ре­шения задачи; владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно; планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата деятельности и его характеристики;

Предметные УУД — решение задач из разных сфер человеческой деятельности с при­менением средств информационных технологий; понимание роли информационных процессов как фундамен­тальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

решение задач из разных сфер человеческой деятельности с при­менением средств информационных технологий;

1/1

Объекты окружающего мира. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Введение, §1

2/2

Компьютерные объекты.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

1

§2(3)

3/3

Отношения объектов и их множеств.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

1

§2(1,2) РТ:№22, №24.

4/4

Отношение «Входит в состав»

1

§3 (1, 2), задания 1–5 на стр. 26–27 учебника; РТ: №36, №38.

5/5

Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

1

§3 (3), задания 7–8 на стр. 27 учебника; РТ: №40(б), №43, №45

6/6

Системы объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1

§ 4 (1, 2), задания 1–6 на стр. 31–32 учебника; РТ: №51(б), №53, №56.

7/7

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

1

§4 (1, 2, 3); РТ: №57, №58.

8/8

Контрольная работа №1 «Объекты и системы»

1

§5 (1, 2); РТ: №59, №60, №61, №62.

Раздел 2. Человек и информация 2 часа

Личностные УУД — формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире.

Метапредметные УУД — владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно

Предметные УУД — решение задач из разных сфер человеческой деятельности с при­менением средств информационных технологий;

9/1

Как мы познаем окружающий мир

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

1

§5 (3, 4); РТ: №65(д–о), №66

10/2

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

1

§6; РТ: №69, №70, №72

Раздел 3. Информационное моделирование 9 часов

Личностные: формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире

Метапредметные УУД — прогнозирование результата деятельности и его характеристики; выбор языка представления информации в модели в зависимо­сти от поставленной задачи; выбор языка представления информации в модели в зависимо­сти от поставленной задачи; получение опыта использования методов и средств информати­ки;

Предметные УУД — понимание роли информационных процессов как фундамен­тальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации; оценка информации с позиций интерпретации её свойств чело­веком или автоматизированной системой (достоверность, объектив­ность, полнота, актуальность и т. п.); выбор языка представления информации в соответствии с по­ставленной целью, определение внешней и внутренней формы пред­ставления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диа­граммы; массивы, списки, деревья и др.; построение моделей объектов и процессов из различных пред­метных областей с использованием типовых средств (таблиц, графи­ков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.).

11/1

Информационное моделирование.

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

1

§7, РТ: №75, №76, №79, №82.

12/2

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

1

§8 (1, 2), РТ: №86, №89, №91.

13/3

Математические модели.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

1

§8 (3), РТ: №93, №96, №97

14/4

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

1

§9, РТ: №102, №105, №106, №110

15/5

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1

§10 (1, 2, 3), РТ: одно из заданий №113, №114, №115 (по выбору ученика); №116,

№117

16/6

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики»

1

§10(3), задание 4 на стр. 176; РТ: №120, №121

17/7

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

1

§11 (1, 2, 3), РТ: №123, №124, №125, №126.

18/8

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»(задание 4-6)

1

§11(4, 5), №13, №14 на стр. 78 учебника;

19/9

Контрольная работа №2 «Информационные модели»

1

§12; РТ: одно из заданий №136, №137

Раздел 3. Алгоритмизация 11 часов

Личностные: формирования желания выполнять учебные действия; формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация);

Метапредметные УУД — владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно; планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий; получение опыта использования методов и средств информати­ки;

Предметные УУД — умение анализировать систему команд формального исполните­ля для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса; решение задач из разных сфер человеческой деятельности с при­менением средств информационных технологий; понимание роли информационных процессов как фундамен­тальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

20/1

Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

1

§12,РТ: №139.

21/2

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

1

§13 (1) вопросы 1–3 на стр. 99 учебника; РТ: №141, №143.

22/3

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

1

§13 (2, 3) РТ: №147, №150, №152, №156.

23/4

Линейные алгоритмы. Знакомимся с исполнителем Чертежник

1

§14РТ: №161, №165.

24/5

Алгоритмы с ветвлениями. Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

§15, РТ: №169, №170, №171.

25/6

Алгоритмы с повторениями. Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

§16РТ: №179, №180, №182.

26/7

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

§17 (1) РТ: №185 (б, в), №188.

27/8

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

§17 (2) РТ: №196, №198, №199.

28/9

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

§17 (3) РТ: №203, №205.

29/10

Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика»

1

§18 (1, 2) РТ: №210, №211, №215.

30/11

Контрольная работа №3 «Алгоритмика»

1

§18 (3) №6 на стр. 128; №216.

Создание мультимедийных объектов 3 часа

Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ

Метапредметные УУД — владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

Предметные УУД — формирование умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, диаграммы, графики с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

31/1

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

1

§18 (4) №9 на стр. 129 (любой рисунок по выбору ученика).

32/2

Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

1

Выбор тематики и подготовка материалов для итогового проекта.

33/3

Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

1

итогового проекта.

34

Промежуточная аттестация

1

итогового проекта.

35

Резерв

1

итогового проекта.

Система оценки достижения планируемых результатов в освоении образовательной программы для основной школы

Система оценивания результатов в освоении программы по информатике предусматривает:

  • комплексный подход к оцениванию результатов при усвоении программы курса:

  • использование результатов освоения образовательной программы как содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности учащихся в освоении содержания предмета на основе системно-деятельностного подхода, т.е. в способности выполнять учебно-практические и учебно-познавательные задачи;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации (метапредметные, предметные результаты) и неперсонифицированных (личностные результаты);

  • использован6ие накопительной системы оценивания, которые характеризуют динамику индивидуальных достижений;

  • использование стандартных форм оценивания (письменная работа, устный ответ) и нестандартных форм ( проекты, творческие работы, самоанализ, самооценка и др.).

Система оценки метапредметных, предметных и личностных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая представления в виде портфолио достижений.

Оценка метапредметных результатов персонифицирована. Она предполагает оценку универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных). Оценка предметных результатов персонифицировна. Объектом оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Критерии оценивания

I.Отметка

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если обучающийся

  • выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

  • проводит  работу  в  условиях,   обеспечивающих  получение   правильных результатов и выводов;

  • соблюдает правила техники безопасности;

  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,    графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, или не     более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

  • работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

  • в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

  • работа проводилась неправильно.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся

  • правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

  • правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

  • ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

  • обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

  • правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. 

Оценка тестовых работ

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

  • выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

  • допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка «3» ставится, если учащийся

  • выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

  • если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка «2» ставится, если

  • работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

II.Портфолио

Используемые виды и формы контроля:

Виды контроля:

  • вводный,

  • текущий,

  • тематический,

  • итоговый,

  • комплексный

Формы контроля:

  • тест;

  • проверочная работа;

  • самостоятельная работа;

  • компьютерное тестирование;

  • фронтальный опрос;

  • диагностическая работа:

  • индивидуальные разноуровневые задания;

  • практическая работа;

  • контрольная работа.

Контрольно-оценочный материал (промежуточная аттестация)

Список литературы

Основная литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Методические пособия:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  1. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

ТСО:

1. Компьютер

2. Проектор

3. Экран

4. Принтер