Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Биробиджан
Конспект урока по информатике в 7 классе
по теме:
«Роль программ при работе компьютера. Виды ПО»
Учитель:
г. Биробиджан, 2020 г.
Структура конспекта урока
класс: 7 класс
УМК: «Информатика 7 класс УМК Босова»
продолжительности урока: 40 мин.
тема урока: «Роль программ при работе компьютера. Виды ПО»
номер урока в данной теме: третий урок.
тип урока: освоение нового материала.
цели урока:
предметные – формировать понятие программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп;
метапредметные – формировать понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера;
личностные — понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;
2) систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;
3) рассмотрение операционных систем и их функций;
4) рассмотрение вопросов антивирусной защиты.
Основные понятия:
программа
программное обеспечение (ПО)
системное ПО
прикладное ПО
система программирование
операционная система
архиватор
антивирусная программа
приложения общего назначения
приложения специального обеспечения
Средства обучения:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса ФГОС., — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса ФГОС.: — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Презентация к уроку.
Карточки для работы детей в группе.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Техническое оснащение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; способность к волевому усилию.
Познавательные УУД: — развитие познавательной активности; умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; умение кратко формулировать мысль; делать вывод.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; поиск и сбор информации; контроль, коррекция, оценка действия партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Методы обучения
№ | Современные образовательные технологии и методики | Цель использования технологий и методик | Результат использования технологий и методик |
1 | Проблемной обучение | создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение и развитие мыслительных способностей | активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобладающий характер деятельности. |
2 | Словесные, наглядные, практические | создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоре для самостоятельного учения и систематизации изученного | при помощи слов, наглядности учатся применять полученные знания на практике |
3 | работа с учебником | формирования умения находить главное в процессе работы, а не запоминать всю информацию | находят главное процессе работы, не запоминают всю информацию |
4 | здоровьесберегающие | формирование навыков здорового образа жизни | повышение мотивации учащихся к ЗОЖ. Положительная динамика влияния занятий спортом на вредные привычки. |
5 | ИКТ – технологии | использование мультимедиа технологий в учебном процессе предполагает и допускает более полное, более глубокое управление непосредственно самим учебным процессом | применение ИКТ – технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес к уроку. |
Планируемые образовательные результаты:
предметные – понятие программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп;
метапредметные – понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера;
личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.
коммуникативные – ученик получит возможность выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.
Ход урока
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1 | Организационный момент | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Регулятивные УУД: — умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации — развитие логического мышления Познавательные УУД: — развитие познавательной активности — развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; — умение кратко формулировать мысль — умение обрабатывать информацию и делать вывод. | |
2 | Устное повторение (по 1 баллу за каждый ответ) | Назовите основные виды устройств ПК. Приведите примеры устройств ввода, вывода, хранения, обработки. Какие виды памяти имеются в ПК? Каков принцип работы внутренней памяти? Каков принцип работы внешней памяти? | — Системный блок, монитор, мышь, клавиатура; — клавиатура, монитор, память, процессор; — внутренняя (оперативная и ПЗУ) и внешняя( диски); — энергозависимая, хранит данные во время работы ПК; -энергонезависимая, хранит данные длительное время до удаления пользователем. | |
3 | Формулирование темы и целей урока | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Задача: Семья, состоящая, из четырех человек приобрели персональный компьютер. Сын увлекается компьютерными играми, дочь учится в университете, папа инженер-программист, мама дизайнер. Пришли домой, включили, компьютер, каждый из членов семьи, поработав немного за компьютером, пришел к выводу, что на данный момент времени компьютер бесполезен. Почему? -Что, кроме аппаратного обеспечения, требуется компьютеру для работы? — Сколько программ может использоваться в компьютере? — вся совокупность программ работающих в компьютере называют программным обеспечением. Каждая из программ вносит свой вклад в работу компьютера и обработку информации. Таким образом , темой урока будет: -Назовите цели урока: — Задачи урока: | — нет необходимых программ — различные программы: текстовые редакторы, графические редакторы и другие. — огромное множество; -«Роль программ при работе компьютера. Виды ПО» -выяснить, какую роль играет программное обеспечение; — познакомиться с видами ПО; | |
4 | Объяснение темы | -Узнаем о роли программ при работе ПК. — Запиши в тетрадь для записей: | — смотрят видео — Программа – это описание на формальном языке, «понятном» компьютеру, последовательности действий, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи. Вся совокупность программ, используемых в компьютере называют программным обеспечением. ПО бывает следующих видов: системным, прикладным, системами программирования. За управление ПК и работу всех узлов отвечает системное ПО и операционная система. Она загружается в 3 этапа: 1) тестирование устройств 2) поиск загрузчика 3) передача загрузчика в ОП. | |
5 | Углубление в тему | Работа с учебником, ответы на вопросы: Какие программы относятся к сервисным? Каково назначение программы-архиватора? Что такое компьютерный вирус, каковы признаки заражения компьютера вирусом? Какова ответственность за распространение компьютерных вирусов? Как защитить компьютер от вирусов? | — читают учебник на с. 73-74 , отвечают на вопросы: — программы обслуживания дисков, программы –архиваторы, антивирусы, коммуникационные программы; — уменьшение объема хранимой информации — вредоносная программа, приводящая к потере данных или зависаниям ПК; — уголовная ответственность, предусмотрена статьей 273 до 4-х лет лишения свободы со штрафом; — установит антивирусную программу и постоянно тестировать ПК. | Коммуникативные УУД: формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Познавательные УУД: формирование основных понятий темы |
6 | Закрепление | Выполни задания вместе с учителем: | работа с карточкой | |
7 | Возвращаемся к задаче, данной в начале урока Как удовлетворить потребности всех членов семьи в выборе ПО? | — в компьютере должно быть установлено необходимое ПО | Личностные УУД: — развитие самооценки | |
8 | рефлексия | – Что на уроке запомнилось больше всего? — Вам было легко или были трудности? — Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? — Какое задание было самым интересным и почему? | Работа с дневниками |
Краткий конспект
__________________ — это описание на формальном языке, «понятном» компьютеру, последовательности действий, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.
______________________________________ — вся совокупность программ, используемых в компьютере называют .
За управление ПК и работу всех узлов отвечает __________________________________________ и ____________________________________________
ОС загружается в 3 этапа:
1) ____________________________________________
2) ____________________________________________
3) ____________________________________________
Приведите примеры известного вам программного обеспечения компьютера
Программное обеспечение | Примеры |
Операционная система | |
Архиватор | |
Антивирусная программа | |
Коммуникационная программа | |
Система программирования | |
Текстовый редактор | |
Графический редактор | |
Редактор презентаций | |
Электронные таблицы | |
Электронное учебное издание (учебник, тренажер) | |
Игра |
Работа с учебником, ответь на вопросы:
Какие программы относятся к сервисным?
Каково назначение программы-архиватора?
Что такое компьютерный вирус, каковы признаки заражения компьютера вирусом?
Какова ответственность за распространение компьютерных вирусов?
Как защитить компьютер от вирусов?