Оглавление:
Урок: Наглядные способы представления информации
Наглядные формы представления информации – это рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и т. д.
В таком виде информация понимается и запоминается человеком лучше. Так, например, всем нравятся иллюстрированные книги. Иллюстрации помогают читателю быстро понять, о чём идёт речь, и создать в его представлении определённые образы.
Рассмотрим такой пример наглядной формы представления информации:
В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код – метку, состоящую из черных линий. Для чтения штрих-кодов применяют специальные штрих-сканеры. С их помощью в компьютер вводят данные о стоимости покупки.
Посмотрев на рисунок, можно сразу понять, о чем идет речь. А вот осознание текста может занять некоторое время.
Схемы используют для того, чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом.
Например, все знают схематическое изображение приставки, корня, суффикса и окончания. Поэтому вы сразу поймете, о чем идет речь, если необходимо подобрать слово, которое соответствует схеме:
Диаграммы используют для наглядного представления разных числовых данных.
С помощью диаграммы легко оценить соотношение нескольких величин. Существует много видов диаграмм, но классические диаграммы – это линейные и столбчатые (другое их название – гистограммы).
Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25, 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме. Возьмем для изображения одного года жизни отрезок длиной 1 мм. И начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60 мм, 40 мм, 30 мм, 25 мм и 60 мм соответственно:
Эти данные можно представить и в виде столбчатой диаграммы, если изобразить не отрезки, а прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30, 25, 60.
Таким образом, на этом уроке мы с вами изучили основные формы представления информации: текст, таблицы, наглядные способы (схемы, диаграммы, рисунки).
Составление, анализ, чтение диаграмм
Диаграммы значительно облегчают понимание числовой информации, а также помогают быстро сравнивать данные в них. Поэтому научимся строить и читать диаграммы.
Рассмотрим следующую задачу:
В магазине «Солнышко» в понедельник продано 9 кг апельсинов, во вторник – 4 кг, в среду – 15 кг, в четверг – 7 кг, в пятницу – 9 кг. В субботу и воскресенье магазин не работает.
Решение:
Попробуем составить линейную диаграмму: пусть 1 кг соответствует 1 см на изображении. Нарисуем 7 горизонтальных линии, длины которых – 9 см, 4 см, 15 см, 7 см, 9 см. В субботу и воскресенье ничего продано не было, поэтому напротив них не рисуем линии.
Получим следующую диаграмму:
Теперь рассмотрим еще одну задачу, которая поможет нам научиться читать и анализировать диаграмму.
Рассмотрим следующую диаграмму:
Рассмотрев эту столбчатую диаграмму, попробуем ответить на следующие вопросы:
1. Каково название диаграммы? (Незнайка торгует газетами)
2. Какую информацию дает диаграмма? (Пн-20 Вт-25 Ср-32 Чт-30 Пт-23 Сб-30 Вс-20)
3. В какой день недели продано больше всего газет? (В среду)
4. В какой день недели продано меньше всего газет? (В понедельник и воскресенье продано одинаковое количество газет – оно и является наименьшим)
5. На сколько меньше газет продал Незнайка в понедельник, чем в субботу? (На 10 газет)
Рекомендованный список литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованное домашнее задание
- § 3.8. — 3.9. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- §9 ; РТ № 122, 128 стр.91
- Какие способы представления информации вы знаете?
- Наведите собственные примеры на каждый из способов.