Оглавление:
Урок: Программы и файлы
Программы
На предыдущем уроке мы поговорили о том, каким образом информация попадает внутрь компьютера.
Пришло время обсудить следующий этап: что же делает компьютер с полученной информацией, как он работает, из чего состоит программное обеспечение компьютера.
Мы уже знаем, что вся информация в компьютере хранится в двоичном коде (в виде 0 и 1). Однако никто из нас при работе с компьютером не вводит с клавиатуры последовательностей 0 и 1. Мы вводим символы с клавиатуры, используем функциональные клавиши, кликаем мышкой – как же компьютер понимает нас? Как введённая буква превращается в компьютере в число, да ещё и в двоичной системе? А как он превращает последовательностей 0 и 1 в фильмы, песни, фотографии? На первый взгляд это кажется волшебством. Однако за всем этим стоит кропотливая работа учёных из многих отраслей науки, инженеров, программистов, которая постепенно и привела к появлению настолько «умной и быстрой» машины.
Как мы с вами уже поняли, компьютер избавляет нас от необходимости работать с 0 и 1. За счёт чего это происходит? Ведь «железо» компьютера воспринимает исключительно систему «сигнал/нет сигнала». То есть, для нормальной работы компьютера нужны «посредники» между процессорами, микросхемами и человеком.
В роли этих посредников выступают программы. Программы – это некий набор инструкций, который объясняет компьютеру на доступном ему языке 0 и 1 то, что от него хочет пользователь. На самом деле, процесс посредничества в компьютере несколько более длительный.
Представим, что в торговле не было бы посредников.
Представляете, какой хаос творился бы на фабрике?
Поэтому товары у крупных производителей, чаще всего, закупают несколько менее крупных фирм (например, региональных, то есть ориентированных на какой-то регион), которые уже доставляют товары в магазины, киоски. А мы, простые потребители, уже идём в магазин, киоск, супермаркет, чтобы купить там то же самое мороженое.
Аналогичная ситуация происходит и в компьютере. Если бы каждая программа обращалась напрямую к процессору или ОЗУ, они бы «сошли с ума». Кроме того, в этом случае каждая программа должна была бы уметь связывать напрямую пользователя и «железо» компьютера. Это привело бы к тому, что все программы были бы очень большие, а также к тому, что пользователю пришлось бы устанавливать программы по любому, даже самому незначительному поводу.
Поэтому был придуман очень удобный «посредник» между программами и компьютером. Это операционная система.
Операционная система (ОС) – это комплекс взаимосвязанных системных программ, назначение которого – организовать взаимодействие пользователя с компьютером и выполнение всех других программ. Наиболее популярной операционной системой на сегодняшний день является операционная система Windows.
Операционная система – «сердце» любого компьютера. Она обычно хранится во внешней памяти компьютера – на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ. Этот процесс называется загрузкой операционной системы.
В функции операционной системы входит:
· осуществление диалога с пользователем; · ввод-вывод и управление данными; · планирование и организация процесса обработки программ; · распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора, внешних устройств); · запуск программ на выполнение; · всевозможные вспомогательные операции обслуживания; · передача информации между различными внутренними устройствами; · программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).
В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:
1. однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;
2. однопользовательские однозадачные с фоновой печатью, которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную, как правило, на вывод информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объёмов информации на печать;
3. однопользовательские многозадачные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач. Например, к одному компьютеру можно подключить несколько принтеров, каждый из которых будет работать на «свою» задачу;
4. многопользовательские многозадачные, позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям. Эти ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.
Операционная система – это уже готовый инструмент для работы с компьютером. Если на компьютере установлен Windows, то мы можем выполнять целый набор действий.
Однако для удобной работы ОС мало. Основная роль ОС состоит в том, что с помощью неё на компьютер пользователь может устанавливать, по своему усмотрению, любые программы, которые необходимы ему для работы.
Существует и другая деталь: права на операционную систему Windows принадлежат компании Microsoft. А многие программы выпускаются другими фирмами.
Поэтому, конечно же, производители этих программ с целью заработка денег продают эти программы отдельно. Этим «грешит» и сама Microsoft. В частности, целый пакет программ для работы с текстом, таблицами, презентациями (Microsoft Office) также принадлежит этой фирме. Однако в стандартную комплектацию Windows этот пакет не входит. Поэтому для приобретения этих программ пользователю приходится нести дополнительные расходы.
Конкретные задания (ввод текста, рисование, вычисления и другие) выполняются на компьютере с помощью прикладных программ, или приложений.
Мы выяснили, что программы позволяют поддерживать связь между компьютером и пользователем. Программа, по сути, представляет собой последовательность действий компьютера при тех или иных действиях пользователя (иначе говоря – алгоритм).
Файлы. Имя и расширение файлов
Однако чаще всего программы представляют достаточно большой алгоритм действий. Если бы он был записан цельным «куском», то представлял бы собой достаточно громоздкую конструкцию. Поэтому все программы и данные в памяти компьютера хранятся в виде файлов. Если программа – это текст, то файл – это буквы, из которых состоят слова этого самого текста.
Компьютерный файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.
То есть, компьютерный файл содержит в себе цельный кусок информации. Согласитесь, весьма похоже на обычный файл, в котором лежат какие-то документы, чаще всего, объединённые по какому-то признаку.
Имя компьютерного файла состоит из двух частей: собственно имени и расширения, разделенные точкой. Например: Победители_Лиги_Чемпионов.docx
Зачем же нужно имя, состоящее из двух частей? Здесь уместна аналогия с нашими именами и фамилиями. Если бы у человека была бы только фамилия, то тяжело было бы определить даже в рамках одной семьи, к кому конкретно обращается человек. А обладателям популярных фамилий, например, Ивановым пришлось бы вообще несладко.
Для этого существует имя – совпадение имени и фамилии дело гораздо более редкое, поэтому ошибиться шансов меньше. Но и в этом случае существует ещё отчество, дата рождения, номер паспорта и т. д.
То же самое касается и файлов. Расширение файла – это его принадлежность к той или иной «семье», то есть, по сути, фамилия. Дело в том, что чаще всего расширение файлу присваивает та программа, в которой этот файл создавался. То есть по расширению, обычно, можно определить, что за файл перед нами, и в какой программе его можно открыть.
Существует большое количество расширений файлов. Это связано с огромным количеством различных программ, которые предназначены для работы с информацией на компьютере.
Видите, как много иногда можно сказать по расширению файла.
На этом уроке мы познакомились с программами и файлами. Мы узнали про посредников между пользователем и компьютером (ОС, программы), а также про составную часть любой программы – файл.
На следующем уроке мы поговорим о том, что такое Рабочий стол и меню «Пуск».
Список рекомендованной литературы:
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованное домашнее задание
- §2.4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Какие виды файлов вы знаете? Какое расширение они имеют?
- Составьте список программ на своем ПК, объясните функцию и сферу применения каждой.