Оглавление:
Урок: Текстовая форма представления информации
Одной из наиболее распространенных форм представления информации является текст.
Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное или существующее в устной форме.
Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл.
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию (Рис. 1-5).
В течение этого времени менялось и то на чем записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), и то, с помощью чего это делали (острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевые ручки, авторучки, с конца XIX века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка). Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было полностью переписать. А это очень длительный процесс.
Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма.
Среди основных плюсов использования компьютеров в качестве носителей текстовой информации можно выделить такие:
– в текст можно вносить изменения, не переписывая его;
– текст можно записать в память, длительно хранить без ущерба для носителя текста;
– текст можно отпечатать на принтере, можно делать копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.
Письменный текст
Так как письменный текст – это определенная последовательность символов, то необходимо очень внимательно относиться к порядку и правильности знаков в нем.
Рассмотрим 2 фразы, отличающиеся одна от другой единственным, последним символом:
Кто к нам пришел! Кто к нам пришел?
Смысл первой последовательности символов состоит в том, что вошедшего увидели и узнали (при чтении мы обозначаем её восклицательной эмоциональной окраской). Вторая последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации (при чтении подчёркивается вопросительной интонацией).
Теперь рассмотрим примеры, где отсутствующая запятая меняет смысл предложения:
Как он уехал? Как, он уехал?
Первая последовательность символов – это вопрос о том, каким образом уехал человек. Вторая последовательность символов акцентирует внимание на самом факте отъезда и выражает удивление по поводу самого факта отъезда.
Их, детей, вывезли в лагерь. Их детей вывезли в лагерь.
В первой последовательности важно то, что вывезли в лагерь именно детей, а во второй – то, что в лагерь вывезли детей конкретных людей.
Теперь рассмотрим примеры, где важен порядок символов. Меняя положение запятой, мы поменяем и их смысл.
Казнить нельзя помиловать. Помиловать нельзя сослать в Сибирь. Строить нельзя сносить. Уйти нельзя остаться.
Смысл каждой из приведенных выше фраз в отсутствующей запятой, перестановка которой меняет смысл предложения на противоположный, а именно:
Казнить, нельзя помиловать – означает то, что кого-то необходимо казнить. Казнить нельзя, помиловать – означает то, что кого-то необходимо помиловать.
Видим, правильно поставленная запятая в тексте может влиять даже на судьбу человека.
Рекомендованный список литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованное домашнее задание
- § 3.8. — 3.9. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Какие способы представления информации вы знаете?
- Наведите собственные примеры на каждый из способов.