Что такое алгоритм - 6 КЛАСС

Что такое алгоритм — 6 КЛАСС

Все статьи
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Урок: Что такое алгоритм

Алгоритм — это …

Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности.
Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически, и даже не считаем задачами.
К ним можно отнести такие задачи, как «купить хлеб», «собраться в школу», «закрыть дверь на ключ» и пр.
Другие же задачи, напротив, так трудны, что требуют длительных размышлений и усилий для поиска решения и достижения поставленной цели.
Например, решения задач «написать контрольную работу на 5» или «свободно разговаривать на иностранном языке» требуют выполнения гораздо большего количества сложных действий, чем решение задачи «купить мороженое».
При этом решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.
Например, процесс покупки хлеба можно представить так:
  1. Взять у мамы деньги;
  2. Пойти в магазин;
  3. Выбрать нужные хлебобулочные изделия;
  4. Оплатить стоимость покупки;
  5. Принести хлеб домой.
Аналогично, в виде последовательности действий можно описать процессы решения многих задач, с которыми ты имеешь дело в школе:
«вычислить периметр многоугольника», «найти наибольший общий делитель двух натуральных чисел», «определить часть речи», «провести фонетический разбор слова».
Такая последовательность шагов в решении задачи называется алгоритмом.
При этом для алгоритма важен не только набор действий, но и то, в каком порядке они выполняются. Например, попробуем переставить в известном тебе алгоритме нахождения наименьшего общего кратного (НОК) нескольких натуральных чисел четвертое действие на второе место:
  1. Разложить исходные числа на простые множители;
  2. Найти произведения получившихся множителей;
  3. Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел;
  4. Дописать к ним недостающие множители из разложений остальных чисел.
Эту последовательность действий также можно исполнить, но к достижению поставленной цели (нахождению НОК) она не приведёт!
Алгоритм — конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может — последовательность действий нематематического характера.
Но, в любом случае, перед его составлением должны быть чётко определены начальные условия и то, что предстоит получить.
Разрабатывать алгоритмы может только человек.
Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства — компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.

Как составить алгоритм

Простейшим примером такого алгоритма является инструкция пользователя к любому предмету. Если она составлена некачественно, то пользователь рискует либо поломать предмет из-за неправильной эксплуатации, либо не научиться с ним работать.

Давайте рассмотрим пример, который позволит нам понять, с какими трудностями сталкиваются люди при составлении алгоритмов для преобразования информации.

Задание. Составить алгоритм приготовления кофе для робота.

Думаю, многие из вас мысленно составили следующую модель алгоритма:

  1. Взять чашку.
  2. Положить в неё кофе.
  3. Насыпать сахар.
  4. Залить кипятком.
  5. Помешать ложкой.
  6. Разбавить кипячёной водой.

И этот алгоритм будет практически нереализуем. Почему? Очень просто: робот не обладает «здравым смыслом» в виде опыта, который накапливает человек. Поэтому даже фраза «взять чашку» будет для него сложной проблемой: где взять, какого размера должна быть чашка. Предположим, робот взял чашку, но это значит, что он держит её в руках, ведь в алгоритме не было сказано поставить чашку на стол.

Далее – положить кофе можно ложкой, можно руками. Кроме того, не сказано: сколько кофе необходимо положить, то есть робот может бросить маленькую щепотку, а может засыпать полную чашку.

Аналогичная ситуация с сахаром и кипятком. В общем, вырисовывается целый ряд проблем.

Именно с такими проблемами и сталкиваются «специалисты» при составлении инструкций для «неспециалистов».

Попытаемся составить более полный алгоритм (хотя и его можно совершенствовать практически до бесконечности):

  1. Взять в серванте прозрачную чашку с надписью «Моя»!
  2. Поставить чашку на кухонный стол дном вниз.
  3. Достать из шкафа, который расположен слева от серванта, контейнеры с надписью «Кофе» и «Сахар» и поставить их на стол рядом с чашкой.
  4. Взять в серванте чайную ложку.
  5. Насыпать в чашку одну полную чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Кофе», а затем одну чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Сахар».
  6. Взять только что закипевший чайник и налить из него кипятка в чашку так, чтобы она была заполнена примерно на 2/3.
  7. Чайной ложкой равномерно и не спеша помешать кофе в чашке в течение минуты.
  8. Вынуть чайную ложку из чашки и положить в раковину.
  9. Взять с кухонного стола графин с кипячёной водой и налить из него воду в чашку так, чтобы она была заполнена приблизительно на 90%.

Безусловно, этот алгоритм не является совершенным и предполагает знание роботом многих вещей, однако даже он показывает, насколько трудно описать те вещи, которые каждый из нас умеет делать с раннего детства. Возможно, именно поэтому создание полноценного искусственного интеллекта имеет весьма отдалённые перспективы. Это связано, в первую очередь, с тем, что нужно научить компьютер «думать» и «анализировать», как человек, потому что полностью «вложить» в него все человеческие знания практически невозможно. А ещё сложнее научиться ими распоряжаться.

Практическая работа к уроку

Алгоритм «Пришивание пуговицы»

Расставь действия алгоритма по порядку

  1. Сделать узелок на конце нитки
  2. Пришить пуговицу
  3. Отмотать от катушки и отрезать нитку
  4. Взять пуговицу
  5. Взять иголку
  6. Вдеть нитку в иголку

Впиши соответствующий номер алгоритма в схему

hello_html_m6da20295.gif

hello_html_m6da20295.gifhello_html_m6da20295.gif
hello_html_m6da20295.gifhello_html_m6da20295.gifhello_html_m6da20295.gif

Алгоритм «Работа пекаря»

Составь алгоритм работы — пекаря, расставь действия в нужном порядке. Впиши цифры в схему.

  1. Вынуть противень с булочками из печи
  2. Завернуть каждую булочку в плёнку
  3. Остудить булочки
  4. Уложить булочки на противень
  5. Посыпать каждую булочку 5 граммами мака
  6. Сформировать булочки
  7. Выпекать булочки 40 минут
  8. Взвесить 10 килограммов теста
  9. Поместить противень с булочками в печь
  10. Разделить тесто на 100 кусочков весом по 100 граммов

Впиши соответствующий номер алгоритма в схему

hello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gif

hello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gif

 

Алгоритм «Приготовление картофеля со сметаной»

Составь алгоритм приготовления картофеля со сметаной. Впиши цифры в схему.

  1. Посолила картофель.
  2. Бросила картофель в кипяток.
  3. Зажгла газовую плиту.
  4. Очистила картофель.
  5. Купила в магазине картофель и сметану.
  6. Погасила огонь и слила кипяток.
  7. Полила картофель сметаной.
  8.  Положила картофель на тарелку.
  9. Налила воду в кастрюлю и поставила её на огонь.

Впиши соответствующий номер алгоритма в схему

hello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gifhello_html_mc3cd5e1.gif

Рекомендованная литература:

Босова Л. Л., Босова А. Ю., Информатика: учебник для 6 класса. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 101 с.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Добавить комментарий