Табличная форма представления информации - 5 КЛАСС

Табличная форма представления информации — 5 КЛАСС

Все статьи
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Урок: Табличная форма представления информации

Рассмотрим следующий текст.
«Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – «5». У Прохоровой по литературе оценка за год – «5». У Радугиной по математике оценка за год – «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «5». У Алексеевой по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по математике оценка за год – «5». У Мухина по математике оценка за год – «3». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Прохоровой по математике оценка за год – «5». У Прохоровой по русскому языку оценка за год – «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год – «4». У Галкина по русскому языку оценка за год – «4». У Радугиной по природоведению оценка за год – «4». У Галкина по литературе оценка за год – «4». У Радугиной по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по литературе оценка за год – «4». У Галкина по математике оценка за год – «3». У Прохоровой по природоведению оценка за год – «5». У Мухина по природоведению оценка за год – «4».

Прочитав этот текст, попробуйте ответить на следующие вопросы:

  1. Об оценках скольких учеников говорится в тексте?
  2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
  3. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Очевидно, что такой длинный текст тяжело воспринимать: если нам потребуется найти что-то определенное или ответить на вопрос по тексту, то каждый раз необходимо будет заново читать текст и выискивать в нём нужные места.

Избежать этих трудностей можно, представив этот текст в виде таблицы.

Рассмотрим таблицу, составленную по данному тексту:

Фамилия

Предмет

Русский языкЛитератураМатематикаПриродоведение
Алексеева5555
Галкин4435
Дроздов4455
Мухин3334
Прохорова5555
Радугина4544

Каждая из строк таблицы (кроме первой) отведена для конкретного ученика. Каждый столбец (кроме первого) отведён под конкретный предмет.

Таким образом, в ячейке, которая стоит на пересечении соответствующего столбца и строки, мы видим оценку данного ученика по данному предмету. Например, во 2 ячейке 2 столбца стоит оценка «5». Второй столбец – это оценки по русскому языку, а вторая строка – это оценки Алексеевой. Таким образом, оценка Алексеевой по русскому языку – «5».

После представления текста в виде таблицы мы легко можем ответить на вопросы:

1. Об оценках скольких учеников говорится в тексте?

Поскольку каждому ученику соответствует строка (кроме первой), а всего строк в таблице 7, то в тексте идёт речь о 6 учениках.

2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

Так как каждому предмету соответствует столбец (кроме первого), то достаточно перечислить названия этих столбцов: Русский язык, Литература, Математика, Природоведение.

3. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Чтобы найти тех, у кого оценки «4» и «5» по математике, мы сначала ищем столбец, который соответствует этому предмету, – это столбец под номером 4. Мы видим, что оценки «4» и «5» в этом столбце стоят в строках с номерами 2, 4, 6, 7. Эти строки соответствуют Алексеевой, Дроздову, Мухиной, Радугиной. То есть, у этих 4 учеников оценки по математике «4» и «5».

Подведём итог:

Таблица – простая и удобная форма для представления и обработки однотипной информации.
Таблица состоит из таких элементов: 

Табличная форма представления информации - 5 КЛАСС

 

Переход от текстовой формы представления информации к табличной

Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.

Задача «Летние каникулы». Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

– Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.

– О, ещё как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.

– Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.

Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Для решения составим таблицу.

В качестве заголовков строк выберем фамилии друзей, а заголовков граф – их имена.

ФамилияИмя
АликВолодяМишаЮра
Балашов+
Петров+
Лунин+
Симонов+

Теперь будем заполнять таблицу «-» и «+».

Так как Балашов разговаривает с Володей, то ставим «-» в ячейке Балашов-Володя (поскольку Балашов не разговаривал сам с собой, то он не может быть Володей).

Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим «-» в ячейке Балашов-Алик.

Так как они собрались у Миши, а Петров демонстрировал им свой гербарий, находящийся в шкафу, то Миша и есть Петров. Значит, ставим «+» в ячейке Петров-Миша. Затем заполняем «-» оставшиеся ячейки в строке Петров (Петров-Алик, Петров-Володя, Петров-Юра) и в графах Миша (Балашов-Миша, Лунин-Миша, Симонов-Миша). Поскольку одной фамилии соответствует только одно имя и наоборот.

Так как гербарий понравился Лунину и Алику, то это два разных человека. Ставим «-» в ячейке Лунин-Алик.

Мы видим, что в строке Балашов в 3 ячейках стоит «-», значит, в ячейке Балашов-Юра можно поставить «+». А оставшиеся ячейки в графах Юра (Лунин-Юра, Симонов-Юра) заполняем «-».

Теперь в строке Лунин 3 минуса, значит, ставим «+» в ячейке Лунин-Володя.

Заполняем таблицу до конца: Симонов-Алик – «+», Симонов-Володя – «-». Получаем следующие имена и фамилии ребят: Симонов Алик, Лунин Володя, Петров Миша, Балашов Юра.

Рекомендованный список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

 Рекомендованное домашнее задание

  1. § 3.8. — 3.9. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. §9 ; РТ № 122, 128 стр.91
  3. Какие способы представления информации вы знаете?
  4. Наведите собственные примеры на каждый из способов.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Добавить комментарий