Оглавление:
Урок: Табличная форма представления информации
Рассмотрим следующий текст.
«Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – «5». У Прохоровой по литературе оценка за год – «5». У Радугиной по математике оценка за год – «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «5». У Алексеевой по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по математике оценка за год – «5». У Мухина по математике оценка за год – «3». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Прохоровой по математике оценка за год – «5». У Прохоровой по русскому языку оценка за год – «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год – «4». У Галкина по русскому языку оценка за год – «4». У Радугиной по природоведению оценка за год – «4». У Галкина по литературе оценка за год – «4». У Радугиной по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по литературе оценка за год – «4». У Галкина по математике оценка за год – «3». У Прохоровой по природоведению оценка за год – «5». У Мухина по природоведению оценка за год – «4».
Прочитав этот текст, попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Об оценках скольких учеников говорится в тексте?
- По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
- Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Очевидно, что такой длинный текст тяжело воспринимать: если нам потребуется найти что-то определенное или ответить на вопрос по тексту, то каждый раз необходимо будет заново читать текст и выискивать в нём нужные места.
Избежать этих трудностей можно, представив этот текст в виде таблицы.
Рассмотрим таблицу, составленную по данному тексту:
Фамилия | Предмет | |||
Русский язык | Литература | Математика | Природоведение | |
Алексеева | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкин | 4 | 4 | 3 | 5 |
Дроздов | 4 | 4 | 5 | 5 |
Мухин | 3 | 3 | 3 | 4 |
Прохорова | 5 | 5 | 5 | 5 |
Радугина | 4 | 5 | 4 | 4 |
Каждая из строк таблицы (кроме первой) отведена для конкретного ученика. Каждый столбец (кроме первого) отведён под конкретный предмет.
Таким образом, в ячейке, которая стоит на пересечении соответствующего столбца и строки, мы видим оценку данного ученика по данному предмету. Например, во 2 ячейке 2 столбца стоит оценка «5». Второй столбец – это оценки по русскому языку, а вторая строка – это оценки Алексеевой. Таким образом, оценка Алексеевой по русскому языку – «5».
После представления текста в виде таблицы мы легко можем ответить на вопросы:
1. Об оценках скольких учеников говорится в тексте?
Поскольку каждому ученику соответствует строка (кроме первой), а всего строк в таблице 7, то в тексте идёт речь о 6 учениках.
2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
Так как каждому предмету соответствует столбец (кроме первого), то достаточно перечислить названия этих столбцов: Русский язык, Литература, Математика, Природоведение.
3. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы найти тех, у кого оценки «4» и «5» по математике, мы сначала ищем столбец, который соответствует этому предмету, – это столбец под номером 4. Мы видим, что оценки «4» и «5» в этом столбце стоят в строках с номерами 2, 4, 6, 7. Эти строки соответствуют Алексеевой, Дроздову, Мухиной, Радугиной. То есть, у этих 4 учеников оценки по математике «4» и «5».
Подведём итог:
Таблица – простая и удобная форма для представления и обработки однотипной информации.
Таблица состоит из таких элементов:
Переход от текстовой формы представления информации к табличной
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.
Задача «Летние каникулы». Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.
– Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
– О, ещё как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
– Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.
Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Для решения составим таблицу.
В качестве заголовков строк выберем фамилии друзей, а заголовков граф – их имена.
Фамилия | Имя | |||
Алик | Володя | Миша | Юра | |
Балашов | — | — | — | + |
Петров | — | — | + | — |
Лунин | — | + | — | — |
Симонов | + | — | — | — |
Теперь будем заполнять таблицу «-» и «+».
Так как Балашов разговаривает с Володей, то ставим «-» в ячейке Балашов-Володя (поскольку Балашов не разговаривал сам с собой, то он не может быть Володей).
Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим «-» в ячейке Балашов-Алик.
Так как они собрались у Миши, а Петров демонстрировал им свой гербарий, находящийся в шкафу, то Миша и есть Петров. Значит, ставим «+» в ячейке Петров-Миша. Затем заполняем «-» оставшиеся ячейки в строке Петров (Петров-Алик, Петров-Володя, Петров-Юра) и в графах Миша (Балашов-Миша, Лунин-Миша, Симонов-Миша). Поскольку одной фамилии соответствует только одно имя и наоборот.
Так как гербарий понравился Лунину и Алику, то это два разных человека. Ставим «-» в ячейке Лунин-Алик.
Мы видим, что в строке Балашов в 3 ячейках стоит «-», значит, в ячейке Балашов-Юра можно поставить «+». А оставшиеся ячейки в графах Юра (Лунин-Юра, Симонов-Юра) заполняем «-».
Теперь в строке Лунин 3 минуса, значит, ставим «+» в ячейке Лунин-Володя.
Заполняем таблицу до конца: Симонов-Алик – «+», Симонов-Володя – «-». Получаем следующие имена и фамилии ребят: Симонов Алик, Лунин Володя, Петров Миша, Балашов Юра.
Рекомендованный список литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованное домашнее задание
- § 3.8. — 3.9. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- §9 ; РТ № 122, 128 стр.91
- Какие способы представления информации вы знаете?
- Наведите собственные примеры на каждый из способов.