Конспект урока информатики
Класс: 9
Тема урока: Информационные модели.
Учебник: Информатика. 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать представления учащихся о видах информационных моделей; научить различать знаковые, образные, смешанные информационные модели, приводить их примеры;
Задачи урока:
образовательные:
• научить различать знаковые, графические и информационные модели, приводить их примеры;
развивающие:
• развивать мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать);
воспитательная:
• воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих.
Средства обучения: презентация, компьютер, проектор.
План урока (по этапам):
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний (1 минута)
Этап актуализации знаний (8 минут)
Первичное усвоение новых знаний (20 минут)
Закрепление знаний (10 минут)
Рефлексия (2 минут)
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средство обучения | Формируемые УУД | |
1 | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний (1 минута) | — Здравствуйте ребята! На прошлом уроке вы уже познакомились с основными понятиями моделирования. Сегодня я предлагаю вам выступить в роли конструкторов и, для лучшего понимания темы, вы сами разработаете несколько моделей. | Слушают учителя. | Личностные: развитие самоконтроля и настрой на работу Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место | ||
2 | Этап актуализации знаний (8 минут) | — Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним то, что вы уже знаете о моделях и моделировании. Вопросы: 1. Что такое модель? 2. Как называют исходный объект, для которого строят модель? 3. Для чего используют модели? 4. Какие классификации моделей Вы помните? 5. Что такое моделирование? — Молодцы ребята! Очень хорошо подготовились к уроку. Все модели делятся на две большие группы (слайд 1). Какие модели называют информационными? А какие модели называют натурными? (если ученики не знают определение, записать его в тетрадь) | Отвечают на вопросы. Модель — это объект, который используется в качестве «заместителя» реального объекта, процесса или явления Оригинал представления материальных предметов (модель застройки жилого района); объяснения известных фактов (пищеварительная система человека, скелет – для объяснения строения костей человека); прогнозирования (спутниковые снимки Земли для прогноза погоды); -По предметной области: физические, биологические, экономические, социологические и т.д. — В зависимости от учёта фактора времени: динамические и статические — В зависимости от формы представления информации об объекте: знаковые, образные, смешанные Моделирование — это процесс создания и исследования модели Информационная модель – описание объекта-оригинала на одном из языков представления информации. Натурные модели – это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования. | Презентация «Информационные модели» | Коммуникативные: участвовать в работе класса, формирование устной речи. Познавательные: определять круг своего знания, поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания. | |
Физкультминутка для глаз. Движение глазами вправо-влево по 5 раз. Движение глазами вниз -вверх по 5 раз. Зажмурить глаза, открыть, посмотреть вдаль 5 раз. | ||||||
3 | Первичное усвоение новых знаний (20 минут) | Теперь давайте создадим нашу первую модель – бумажную модель корабля. Перед вами схема создания модели (слайд 2). -К какому виду моделей относятся наши кораблики, ответ обоснуйте? -Отлично! Сегодня мы поговорим об информационных моделях. (слайд 3). -Как Вы думаете, какая цель сегодняшнего урока? — Информационная модель – это набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте. — Информационные модели делят на три вида: образные, знаковые и смешанные (слайд 4). Определение у вас уже записано с прошлого урока, его писать не нужно. А вот схему зарисуйте. — К знаковым моделям относят: словесные описания, формулы, тексты компьютерных программ (слайд 5). Попробуйте создать знаковую информационную модель. Откройте текстовый редактор Microsoft Word и опишите «Словесный портрет одного из одноклассников». В документе укажите вашу фамилию и имя и фамилию имя человека, которого вы описывали. Сохраните документ под именем Знаковая модель. Время выполнения 4 минуты. — Кто самый смелый и прочитает нам словесный портрет, а мы попробуем угадать, кто в нём описан? — Образные информационные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумага, пластик, пленка, жесткий диск компьютера, карта памяти фотоаппарата и т.д.). К образным моделям относят: рисунки и фотографии (слайд 6). Теперь создадим образную модель «Портрет одноклассника». Запустите графический редактор Paint и начинайте рисовать. В документе укажите вашу фамилию и имя и фамилию и имя одноклассника, сей портрет Вы рисовали. Время выполнения 4 минуты. Готовый рисунок сохраните под именем Образная модель. У всех получилось? Отлично! — В смешанных информационных моделях одновременно используются образные и знаковые элементы. К ним относят: таблицы, географические карты, различные схемы, графики, диаграммы (слайд 7). Вы создали две информационные модели. Какие это модели? Как создать из них смешанную информационную модель? Откройте документ Знаковая модель и сохраните его под именем Смешанная информационная модель. Вставьте в документ изображение из файла Образная модель, и сохраните изменения в документе. | Складывают бумажный кораблик это натурная модель, так как она воспроизводит внешний вид корабля и может плавать просмотр презентации, конспектирование материала в тетрадь познакомиться с видами информационных моделей Выполняют задание за компьютером. Знаковая и образная Соединить | Презентация «Информационные модели» | Познавательные: Умение выделять главное, систематизировать, анализировать информацию. Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания. | |
4 | Закрепление знаний (10 минут). | -Какие виды информационных моделей мы сегодня изучили? -В чём отличие знаковой модели от образной? — Приведите пример знаковой информационной модели, используемой на уроках математики, физики. Отлично! -Сейчас откройте документ «Самостоятельная работа» расположенном на …. И выполните небольшую самостоятельную работу. | Знаковые, образные и смешанные Знаковая модель состоит из символов, а образная представляет собой зрительный образ. Формула дискриминанта, теорема Пифагора, Закон Ома. Выполняют тест. | Личностные: формирование самооценки на основе успешной учебной деятельности | ||
5 | Рефлексия (2 мин) | -Вы большие молодцы! Сейчас я предлагаю каждому из Вас, выбрать по одному предложению и продолжить его.. Мне было понятно… Мне было не понятно… Я знал до этого… и т.д.) | Оценивают свою работу на уроке. |