Информационные модели

Информационные модели

Методическая копилка по информатике: уроки, конспекты, занимательные задачи
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Конспект урока информатики

Класс: 9

Тема урока: Информационные модели.

Учебник: Информатика. 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представления учащихся о видах информационных моделей; научить различать знаковые, образные, смешанные информационные модели, приводить их примеры;
Задачи урока:
образовательные:
• научить различать знаковые, графические и информационные модели, приводить их примеры;
развивающие:
• развивать мышление (умение сравнивать, анализировать, обоб­щать);
воспитательная:
• воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих.

Средства обучения: презентация, компьютер, проектор.

План урока (по этапам): 

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний (1 минута)

Этап актуализации знаний (8 минут)

Первичное усвоение новых знаний (20 минут)

Закрепление знаний (10 минут)

Рефлексия (2 минут)

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Средство обучения

Формируемые УУД

1

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

(1 минута)

— Здравствуйте ребята! На прошлом уроке вы уже познакомились с основными понятиями моделирования. Сегодня я предлагаю вам выступить в роли конструкторов и, для лучшего понимания темы, вы сами разработаете несколько моделей.

Слушают учителя.

Личностные: развитие самоконтроля и настрой на работу

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место

2

Этап актуализации знаний

(8 минут)

— Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним то, что вы уже знаете о моделях и моделировании.

Вопросы:

1. Что такое модель?

2. Как называют исходный объект, для которого строят модель?

3. Для чего используют модели?

4. Какие классификации моделей Вы помните?

5. Что такое моделирование?

— Молодцы ребята! Очень хорошо подготовились к уроку.

Все модели делятся на две большие группы (слайд 1).

Какие модели называют информационными?

А какие модели называют натурными? (если ученики не знают определение, записать его в тетрадь)

Отвечают на вопросы.

Модель — это объект, который используется в качестве «заместителя» реального объекта, процесса или явления

Оригинал

представления материальных предметов (модель застройки жилого района);

объяснения известных фактов (пищеварительная система человека, скелет – для объяснения строения костей человека);

прогнозирования (спутниковые снимки Земли для прогноза погоды);

-По предметной области: физические, биологические, экономические, социологические и т.д.

— В зависимости от учёта фактора времени: динамические и статические

— В зависимости от формы представления информации об объекте: знаковые, образные, смешанные

Моделирование — это процесс создания и исследования модели

Информационная модель – описание объекта-оригинала на одном из языков представления информации.

Натурные модели – это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования.

Презентация «Информационные модели»

Коммуникативные: участвовать в работе класса, формирование устной речи.

Познавательные: определять круг своего знания, поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания.

Физкультминутка для глаз. Движение глазами вправо-влево по 5 раз.

Движение глазами вниз -вверх по 5 раз. Зажмурить глаза, открыть,

посмотреть вдаль 5 раз.

3

Первичное усвоение новых знаний

(20 минут)

Теперь давайте создадим нашу первую модель – бумажную модель корабля. Перед вами схема создания модели (слайд 2).

-К какому виду моделей относятся наши кораблики, ответ обоснуйте?

-Отлично! Сегодня мы поговорим об информационных моделях.

(слайд 3).

-Как Вы думаете, какая цель сегодняшнего урока?

— Информационная модель – это набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте.

— Информационные модели делят на три вида: образные, знаковые и смешанные (слайд 4).

Определение у вас уже записано с прошлого урока, его писать не нужно. А вот схему зарисуйте.

— К знаковым моделям относят: словесные описания, формулы, тексты компьютерных программ (слайд 5).

Попробуйте создать знаковую информационную модель. Откройте текстовый редактор Microsoft Word и опишите «Словесный портрет одного из одноклассников». В документе укажите вашу фамилию и имя и фамилию имя человека, которого вы описывали. Сохраните документ под именем Знаковая модель. Время выполнения 4 минуты.

— Кто самый смелый и прочитает нам словесный портрет, а мы попробуем угадать, кто в нём описан?

— Образные информационные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумага, пластик, пленка, жесткий диск компьютера, карта памяти фотоаппарата и т.д.). К образным моделям относят: рисунки и фотографии (слайд 6). Теперь создадим образную модель «Портрет одноклассника». Запустите графический редактор Paint и начинайте рисовать. В документе укажите вашу фамилию и имя и фамилию и имя одноклассника, сей портрет Вы рисовали. Время выполнения 4 минуты. Готовый рисунок сохраните под именем Образная модель. У всех получилось? Отлично!

— В смешанных информационных моделях одновременно используются образные и знаковые элементы.

К ним относят: таблицы, географические карты, различные схемы, графики, диаграммы (слайд 7).

Вы создали две информационные модели. Какие это модели?

Как создать из них смешанную информационную модель?

Откройте документ Знаковая модель и сохраните его под именем Смешанная информационная модель. Вставьте в документ изображение из файла Образная модель, и сохраните изменения в документе.

Складывают бумажный кораблик

это натурная модель, так как она воспроизводит внешний вид корабля и может плавать

просмотр презентации, конспектирование материала в тетрадь

познакомиться с видами информационных моделей

Выполняют задание за компьютером.

Знаковая и образная

Соединить

Презентация «Информационные модели»

Познавательные:

Умение выделять главное, систематизировать, анализировать информацию.

Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания.

4

Закрепление знаний

(10 минут).

-Какие виды информационных моделей мы сегодня изучили?

-В чём отличие знаковой модели от образной?

— Приведите пример знаковой информационной модели, используемой на уроках математики, физики.

Отлично!

-Сейчас откройте документ «Самостоятельная работа» расположенном на …. И выполните небольшую самостоятельную работу.

Знаковые, образные и смешанные

Знаковая модель состоит из символов, а образная представляет собой зрительный образ.

Формула дискриминанта, теорема Пифагора, Закон Ома.

Выполняют тест.

Личностные: формирование самооценки на основе успешной учебной деятельности

5

Рефлексия (2 мин)

-Вы большие молодцы! Сейчас я предлагаю каждому из Вас, выбрать по одному предложению и продолжить его..
(Я сегодня узнал….
Я сегодня научился…
Мне понравилось….
Мне не понравилось…

Мне было понятно…

Мне было не понятно…

Я знал до этого…

и т.д.)

Оценивают свою работу на уроке.